Мула бандха

вид на эверест

На санскрите слово мула означает «корень, прочно прикрепленный; источник причины, основа, основание; самая нижняя часть», а слово бандха — «замок, зажим, закрыть, запереть». Слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища — промежности. Название мула бандха можно перевести громоздким выражением «замок сокращения промежности» или «сжимание муладхары чакры, — вместилища кундалини».

Область, которую следует сокращать, служит физической активирующей точкой муладхара чакры. Центр напряжения располагается у «корня» позвоночника — в промежности. Ее местоположение слегка различается у мужчин и женщин. У мужчин: в промежности, между анальным отверстием и половым органом. У женщин: в области шейки матки, где матка соединяется с влагалищем.

Мула бандха выполняется одновременно на нескольких уровнях. На физическом уровне это сокращение мышц. На более тонком уровне это сжатие муладхара чакры, а точнее, — запирание или сжимание муладхары.

Выполнение мула бандхи имеет значение, поскольку это упражнение способствует сонастройке физического, ментального и психического тел человека. Сокращение мышц промежности приводит к гармоничной работе эндокринной системы, улучшению работы нервного аппарата тазовой области и, как результат, — нормализации работы внутренних органов.

Следовательно, мула бандха является ценным инструментом в лечении заболеваний органов брюшной полости и малого таза, т. е. нарушений пищеварения и половых расстройств. Поскольку тело и ум неразрывно связаны между собой, воздействие на тело непременно скажется и на состоянии ума. Мула бандха оказывает немедленное влияние на ум, создавая ощущение глубокого расслабления. Подобное расслабление освобождает человека от большинства умственных и психосоматических расстройств — стресса, перенапряжения и чувства постоянной тревоги.

На праническом уровне практика мула бандхи имеет еще большее значение. Корневой замок оказывает мощное влияние на психическое тело и способствует активизации муладхары чакры (конревого энергетического центра). Мула бандха позволяет апане (жизненной энергии, активирующей органы, находящиеся ниже пупка) двигаться вверх и соединяться с праной (жизненной энергией, активизирующей органы, находящиеся в области между гортанью и сердцем).

Мула-бандха помогает сублимировать сексуальную энергию в высшие центры. Она стимулирует нервы тазовой области; укрепляет сфинктерные мышцы ануса и активизирует перистальтику кишечника, эффективно устраняя проблемы со стулом.

При занятии конечного положения осознание должно быть направлено на дыхание. В конечном положении осознание следует сосредоточивать на точке сокращения в промежности. Длительность одного цикла мула бандхи определяется периодом времени, в течение которого практикующий может задерживать дыхание. Если начинающим тружно сильно сжимать мышцы промежности и удерживать их в напряженном состоянии в течение задержки дыхания, следует практиковать ашвини-мудру (напряжение и расслабление анальных мышц).

Одна из техник выполнения мула бандхи:

  • Сядьте в удобную позу.
  • Положите ладони на колени.
  • Закройте глаза и расслабьте все тело.
  • Сделайте глубокий вдох. Затем задержите дыхание и выполняйте джаландхара бандху (горловой замок)
  • Сократите мышцы в области муладхара чакры.
  • Втягивайте мышцы вверх насколько можете, без чрезмерного напряжения.
  • Постоянно фиксируйте внимание наточке сокращения.
  • Удерживайте это сокращение как можно дольше.
  • Затем прекратите сокращение.
  • Прекратите джаландхара бандху (горловой замок)
  • Поднимите голову и сделайте выдох.

Это один цикл. Если потребуется, подождите, пока дыхание не вернется к норме. Затем проделайте еще несколько циклов. Сохраняйте осознание. Не перенапрягайтесь.

Эта бандха может выполняться также с задержкой дыхания на выдохе (с удержанием обоих замков) или с нормальным дыханием, если конечное положение удерживается в течение продолжительного периода времени (в этом случае джаландхара-бандху выполнять не следует).

В тексте Хатха Йога Прадипика мула бандха часто упоминается и дается полное описание:

«Прижми пятки к промежности и сильно сокращай ее. Тяни апану вверх. Это известно как мула бандха».

«Мула бандха вызывает соединение праны и апаны. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений».

«Нисходящее действие апаны следует направлять вверх путем сокращения промежности».

«Апана движется вверх, и когда она достигает круга огня (манипура чакры), пламя вытягивается и достигает анахата чакры».

«Когда апана и огонь встречаются (в манипуре), прана нагревается. Это усиливает пищеварительный огонь».

Здесь слово апана относится к действующей на всех уровнях, грубом и тонком, функции тела, которая выводит из него энергию и отходы. Термином «прана» здесь обозначены специфические функции тела, ответственные за снабжение его энергией для поддержания функционирования. Баланс праны и апаны подразумевает наличие равновесия между энергиями, входящими в тело и выходящими из него.

Похожее ...